РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НОВОЧЕРКАССКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ФИЗИЧЕСКИМИ НЕДОСТАТКАМИ»
Мастер-класс
«Путь к ребенку».
Педагог-психолог
Лисовская Т.И.
г. Новочеркасск, 2013г.
Цель мастер-класса: Повысить мотивацию родителей, к необходимости развития эмоциональной сферы детей с ДЦП.
Задачи мастер-класса:
-показать родителям значимость эмоционального состояния и дальнейшее его развитие;
-познакомить родителей с различными методами и приемами развития эмоций у детей ДЦП путем прямого и комментируемого показа;
-осмысление собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса и перспектив на его развитие.
Л.С. Выготский говорил, что эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка.
Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением критики к своему состоянию. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим.
Как известно, с возрастом при благоприятной картине развития ребенка с ДЦП и под действием лечения состояние ребенка, как правило, улучшается.
И если Вы стремитесь к этому, то необходимо развивать эмоциональный мир ребенка. Т.к. эмоции – это психическое состояние, которое отражает отношение человека к происходящему вокруг него и к себе лично. Часто эмоциями называют то, что регулирует поведение человека. Например, тревога и страх защищают нас от опасности, скука и разочарование позволяют отказаться от ненужной и бесполезной деятельности, а что-то положительное и интересное способствует приливу сил, отодвигает усталость, вызывает удовольствие. Но это только одна сторона медали. Другая сторона заключается в том, что еще наши эмоции воздействуют на окружающих нас людей положительно, отрицательно или нейтрально.
Благодаря эмоциям можно очень быстро осознать своё состояние, а также состояние другого человека и определить, как действовать в данной конкретной ситуации.
Эмоции играют важную роль в жизни человека и различным образом влияют на его деятельность. Эмоции необходимы для выживания и благополучия. Не обладая эмоциями, то есть, не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Практически любой человек, взрослея, научается управлять врождённой эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать её.
Это неоценимый ресурс, данный нам природой. И от того, как Вы будете развивать его в Ваших детях, использовать этот ресурс, во многом зависит качество Вашей жизни и жизни Ваших детей.
Практическое задание № 1
- Как вы считаете, нужно ли развивать эмоциональный мир вашего ребенка? (Обсуждение возможных проблем, связанных с развитием эмоционального мира ребенка с ДЦП). Как вы считаете какие проблемы могут возникнуть? Поможет ли развитие эмоций в выздоровлении Вашего ребенка?
- Можете ли Вы владеть своими эмоциями? А если можете владеть, то как Вы можете помочь своему ребенку? (Обсуждение).
Практическое задание №2
Какие эмоции вызывают у Вас шумовые звуки? (включаю звуковой ряд: шум дождя, падающая монета, шаги по лестнице, шум тяжелой техники, гром, война, скрип двери, …). А дома проверти как реагируют Ваши дети на эти звуки.
Игра «Настроение».
Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по картинкам.
Определите, какое чувство Вы испытываете при рассматривании картины, какое чувство испытывает герой мультфильма.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Цель: развитие чувств посредством тактильных рецепторов.
В «чудесном мешочке» находятся различные предметы. Они могут быть гладкие, колючие, мягкие, теплые, шероховатые… Необходимо описать, какие чувства возникают при соприкосновении с предметом.
Дидактическая игра «Фоторобот».
Цель: развивать умение у детей различать определенные чувства.
Родители предлагают детям с помощью различных фрагментов составить лицо человека, испытывающего определенное чувство.
Упражнение «Парфюмерный магазин».
Цель: развитие чувств с помощью обоняния.
Детям предлагается определить, какие чувства вызывает определенный запах.
Упражнение «Музыкальная релаксация».
Цель: развитие чувств через слуховое восприятие.
Родители прослушивают с детьми музыкальное произведение, удобно расположившись. И с помощью рисунка, лепки стараются передать свои чувства, состояние (предварительно подготовив изобразительные средства).
Можно использовать следующие произведения:
- "Прелюдия" № 8 И.С. Баха;
- "Прелюдия" № 4 Ф. Шопена;
- "Баркарола" П.И. Чайковского;
- "Пастораль" Ж. Бизе;
- "Лебедь" К. Сен-Санса;
- "Сентиментальный вальс" П.И. Чайковского.
Игровое упражнение «Семейное застолье».
Цель: развитие чувств с помощью вкусовых рецепторов.
Во время семейного застолья предложить всем членам семьи описать, какое чувство вызывает у них вкус того, или иного продукта.
Игровое упражнение «Коробочка чувств».
Цель: создание условий для раскрытия эмоционального мира ребенка.
Каждому игроку предлагается выбрать одну коробку и попытаться с помощью различных иллюстраций, которые можно вырезать, отрывать и приклеивать к коробке и внутри нее передать свои чувства, свои желания.
После проделанной работы каждый из участников рассказывает и показывает свою «Коробочку чувств» и после этого предлагает область ее применения.
Игровое упражнение «Конверты радости и огорчений».
Цели: развитие умений открыто выражать свои чувство по отношение к различным жизненным ситуациям, снятие напряжения, эмоциональное сближение ребёнка и родителей.
Возраст: старший дошкольный; школьный
Материалы: почтовые конверты, бумага разного формата; цветной/белый картон; краски, набор карандашей/фломастеров/мелков; ножницы, клей.
Описание упражнения:
«За целый день успевает произойти масса разных событий – что-то нас веселит, что-то нас удивляет, что-то нас радует, а что-то нас и огорчает. Давай с тобой сделаем конвертики, в которых сможем собирать всё то, что запомнилось за день. В один из них мы будем собирать свои радости, а в другой будем прятать огорчения».
Теперь предложите ребёнку изготовить конверты. Для этого можно использовать как обычные почтовые конверты (которые затем можно разрисовать, сделать на них какую-либо аппликацию), так и изготовить самостоятельно. Для этого можно придумать свою форму, выбрать сам материал (альбомные листы, белый/цветной картон, фольгу и т.д.). Когда конверт радости и конверт огорчений будет готовы – начинайте их заполнять.
Возьмите небольшие бумажки и попросить ребёнка написать на них, или нарисовать то, что обрадовало его, а что огорчило. И распределите это по соответствующим конвертам.
Затем предложите ему с помощью рук изобразить весы.
Пускай он положит один конверт на правую ладонь, а другой на левую. Как он считает, что перевешивает? Радость? Отлично, скажите, что завтра, когда мы вновь будем заполнять наши конвертики – её, наверно, станет ещё больше! Перевешивают огорчения? Скажите, что, конечно, это грустно. Но ведь мы их убрали в конверт, они больше не в тебе – а вот в этом конверте. А значит, они потеряли власть над тобой. А завтра мы вновь продолжим заполнять наши конвертики, и ещё посмотрим – кто ж перевесит!
В процессе заполнения конвертов можно с ребёнком периодически пересматривать их содержимое, что-то обсуждать, убирать или добавлять. Пусть ребёнок сам решит, как долго он будет «вести» такие конверты. Когда он захочет прекратить – проведите «полную ревизию» содержимого. Потом предложите конверт с накопившимися радостями хранить в надёжном месте, что б всегда была возможность пересматривать его, если вдруг будет грустно. А вот с конвертом огорчений предложите «расправиться». Пусть ребёнок придумает способ, как огорчения навсегда уйдут из его жизни (скажем, конверт можно разорвать и затоптать; можно разрезать, или опустить в воду, и ждать пока размокнет и т.д.)
Примечание.
Хорошо, когда всё, что ребёнок складывает в конверты, проговаривается вместе с родителями. Родителям это даёт дополнительную возможность лучше узнать своего ребёнка, быть в курсе того, что его заботит в данный момент; Но случается и так, что ребёнок отказывается писать или рисовать то, что его огорчило. Возможно, что причиной этого является нежелание что-то «рассекретить». Не настаивайте. Значит пока он к этому не готов. Успокойте его, скажите, что вам это необязательно показывать. Или предложите ему вместо того, что б писать или рисовать огорчения – сказать их шёпотом в сам конверт. А вы отвернётесь или не на долго выйдите из комнаты. В полнее вероятно, что потом ребёнок сам захочет поделиться с вами тем, что спрятал в конверт.
Итог: участники мастер-класса высказывают свое мнение по поводу значимости эмоционального развития детей с ДЦП и делятся впечатлениями о проделанной работе.
|